Творчество Эль Греко 12.02.2019 03:16
Ренессанс испанской живописи пришелся на XVI век. Ее золотым венцом стало XVII столетие. Рассвет культуры этой средиземноморской империи наступил, когда экономическое и политическое могущество державы уже достигло апогея.
Отличительной особенностью испанского искусства были средневековые, готические традиции. Существенную роль сыграло многовековое господство арабов, привнесших мавританский стиль, но, безусловно, неповторимо переосмысленный и воплощенный в живописи сплавом с исконно национальными канонами.
Как правило, художники создавали полотна по заказам знати — испанский двор, богатые гранды, аристократия или церкви, влияние которой было доминирующим в формировании национальной школы живописи. Специфическое мировоззрение испанцев в не меньшей степени обусловлено суровой судьбой этого народа, своеобразием его жизненных путей. Религиозные догматы, которые прослеживаются во всем искусстве Испании, удивительным образом переплетаются с конкретикой реальной действительности, чувственный мир соседствует с церковным идеализмом, а в мистические сюжеты врывается народная стихия. Хотя по-прежнему основными сюжетами полотен художников той эпохи остаются образы и жизнеописание святых.
Расцвет испанской живописи связывают с именем Доменико Теотокопули, прозванного местным населением по роду происхождения Эль Греко. Он родился на острове Крит (1541-1614). В Италии его учителем живописи был великий Тициан. В Венеции будущий гений освоил масляную технику письма. Рим стал для него местом знакомства с творениями Микеланджело. В 1576 году Эль Греко переезжает в Испанию. Сначала в Мадрид, но не оцененный двором, уезжает в Толедо. Там, преимущественно, пишет по заказу монастырей и церквей, а вскоре основывает и становится главой толедской школы.
Творчество Эль Греко было взято за основу византийской монументальной и станковской живописи (иконы и мозаики) и практически не изменилось. Хотя, безусловно, венецианская школа оказала определенное влияние. Помимо обычной религиозной тематики, Эль Греко много пишет портретов и пейзажей (в основном виды Толедо), обращается к античным сюжетам
Эль Греко цветом сумел передать возбуждение, беспокойство, напряжение, радость в страдании, устремление ввысь. В его композициях свет скользит, вспыхивает и затухает. Он пишет спокойные, почти застывшие лики удлиненными, аскетическими, с асимметрично посаженными и широко открытыми глазами. Портреты же грандов высшей кастильской знати, напротив, отличает снедающий внутренний огонь.
Искусство Эль Греко, выходца из древнего вырождающегося кастильского дворянства и фанатичного монашества, преисполнено мистики, экзальтированности. Это явилось поводом для специалистов причислить его к художникам маньеристического направления. Но как бы то ни было, творчество знаменитого мастера имело основополагающее воздействие на формирование живописи Испании XVII века.
Огромное спасибо, я сейчас как раз увлеклась живописью, очень полезный ликбез. Я даже не знала, как настоящее имя Эль Греко, хотя, конечно, о нем слышала. Спасибо за расширение кругозора!